Бизнес-аналитики или просто аналитики являются одними из самых востребованных специалистов на Российском и мировом рынках, стоит хотя бы просто ввести на hh.ru в поисковик “аналитик” и вы увидите более 50 страниц (страниц!) вакансий, причем многие из них связаны именно с IT отраслью.

Аналитик — это действительно очень серьезная и востребованная профессия, хотя для многих она так и остается загадкой с точки зрения того, в чем же все таки она заключается. Ведь, по сути, есть проект, в результате которого мы должны получить продукт, для этого, вполне логично, нам нужны разработчики (программисты), и всего делов-то. А при чем здесь бизнес-аналитики и какова их роль, не совсем понятно на первый взгляд. В этой статье мы постараемся объяснить, в чем заключается профессия бизнес-аналитика, а в конце приведем интересный жизненный пример, связанный с работой аналитиком.

Сколько существует типов проектов, столько и типов аналитиков, хотя на рынке встречаются уникальные специалисты, которые способны работать в качестве аналитиков на абсолютно разных проектах в силу своего опыта и определенного склада ума, который позволяет им быстро осваивать предметную область. В серии статей о бизнес-аналитиках мы будем разбираться с различными вариантами этой профессии и некоторой их интересной специфике. Сегодняшняя статья посвящена Аналитику на проектах внедрения информационных систем.

Наверняка многие слышали о таких программных продуктах, как SAP и 1C. По своей сути, эти программные продукты представляют собой, так называемые, коробочные решения. Коробочное решение — это “сырой” программный продукт, который содержит в себе достаточно широкую функциональность, пригодную для использования бизнесом.

А теперь представьте, компания занимается производством, скажем, велосипедов, работает с бумажной документацией и носит ее от цеха в офис и обратно. Из-за такого большого объема бумажного документооборота, растет количество ошибок при заполнении документации. Как следствие, имеют место случаи сбоев в работе компании и даже остановок сделок с клиентами, так как попросту пытаются разобраться где, кем и почему была допущена ошибка при переносе информации из одного документа в другой. К этим проблемам добавляется перегруженность сотрудников бумажной работой и другие сложности. Руководство компании решает, что теперь они будут работать с системой “1С: Управление торговлей” для того, чтобы вести информацию о договорах с клиентами, следить за отгрузкой готовой продукции и заказывать материалы для производства велосипедов. Но вот вопрос, какие функции в системе будут использоваться, какие настройки задать конфигурации системы, а “умеет” ли система делать абсолютно все, что требуется бизнесу, кто будет выполнять те или иные действия в системе, каким образом ограничить доступ к информации в системе, требуется ли интеграция с другими системами, которые уже стоят на предприятии и еще десятки других вопросов. Мы не можем ставить задачи программисту по доработке системы под требования клиента, пока полностью не проанализируем потребности и особенности Бизнеса и не определим, какие “хотелки” мы можем реализовать прямо в типовом программном продукте. В связи с этим:

  • Первая задача бизнес-аналитика — это работа со всеми ключевыми представителями Бизнеса и определение огромного перечня потребностей. Далее бизнес-аналитик будет разбираться, нет ли конфликтности этих требований и каким образом их можно реализовать в имеющемся типовом продукте (коробочном решении).
  • После того, как аналитик понимает перечень “отклонений”, то есть список необходимых доработок, он/она пишет техническое задание программисту на доработку. Техническое задание пишется уже в терминах системы, а не на языке “хотелок”. То есть, если хотелка была “хочу, чтобы в моем отчете отображалась еще одна колонка”, то вот пункт технического задания уже будет “необходимо в процедуру X добавить функцию расчета поля Y, которое берется как разница измерений регистра бла бла бла”. Думаю, Вы уже догадались, что если хотелка формулируется всегда в терминах бизнеса, то вот техническое задание напрямую зависит от того, какой продукт мы дорабатываем, это, пожалуй, одна из самых сложных задач бизнес-аналитика на подобном проекте.
  • После того, как все доработки выполнены, бизнес-аналитик зачастую занимается их “бизнес-тестированием” (тестирование под различными ролями, под которыми предполагается, что будут работать пользователи).
  • Следующая задача аналитика — обучение пользователей работе в системе и сопровождение их работы на этапе опытной эксплуатации.

Понимание особенностей отрасли, в которой работает Ваш клиент, — это ключевой фактор успеха в выявлении перечня требований и доставки наиболее подходящего конечного продукта проекта, и это также является одной из основных задач бизнес-аналитика.

Все эти задачи являются ключевыми задачами бизнес-аналитика на проектах внедрения информационных систем. Но есть также ключевая и весьма интересная специфика работы аналитиком данного типа. Специфика эта заключается в том, что клиенты, которым требуется доработка коробочного решения, могут быть абсолютно из разных отраслей: производство, фармацевтика, ритейл, органы муниципального управления и многие другие. Каждая компания имеет свою определенную специфику ведения бизнеса (различные системы бизнес-процессов), поэтому программный продукт, настроенный для одного предприятия, будет зачастую абсолютно неудобен для другого предприятия. Понимание особенностей отрасли, в которой работает Ваш клиент, — это ключевой фактор успеха в выявлении перечня требований и доставки наиболее подходящего конечного продукта проекта, и это также является одной из основных задач бизнес-аналитика. Поэтому, работая аналитиком данного типа, будьте готовы, что вечером у Вас зазвонит телефон, а менеджер уставшим голосом скажет на ночь глядя: “Завтра к 8 утра едем на предприятие ААА, ты должен от и до знать, как производятся магнитные трансформаторы класса #$%^@”. Звучит жутковато, но поверьте, вы станете не просто аналитиком, а настоящим банком знаний, незаменимым в любой компании.

Читайте далее 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ