В нашем блоге мы уже затрагивали вопросы бизнес-процессов в организации, поговорили немного о том, что такое бизнес-процесс и чем процессная ориентация отличается от стандартной функциональной. О том, как работает процессно-ориентированная компания с нами сегодня поделилась знаниями Анна Пашкина, бизнес-аналитик торгово-промышленной группы Тайпит.

Итак, процессно ориентированная компания концентрирует свою деятельность на определенном бизнес-результате, будь то сервис для клиента или некий продукт. Все подразделения работают в единой системе и не замыкаются на собственных функциях, добавляя ценности продукту. Конечно, функциональные подразделения в большей степени сконцентрированы на контроле своих внутренних функций, но, если у компании четко выстроена система бизнес-процессов, немаловажным аспектом также является и взаимодействие нескольких подразделений в сквозных бизнес-процессах. Систему бизнес-процессов в компании поддерживает ряд информационных систем, каждая из которых реализует ряд IT сервисов для поддержки функций бизнес-процессов.

Много сложных слов, давайте простой пример. Есть бизнес-процесс закупки материалов для производства светильников. А теперь представьте, Вы менеджер по закупкам, каждый день Вам приходится обрабатывать по сотне запросов от других участников соседних бизнес-процессов (бизнес-процесс производства, например), собирать информацию о том, сколько железа для этих несчастных светильников надо закупить. В этот момент Вы понимаете, что у Вас есть потребность в IT сервисе — автоматическое формирование заказов на закупку материалов в тот момент, когда поступает заявка от Ваших коллег. Бизнес-аналитики совместно с программистами кодят для Вас этот сервис и успешно внедряют в систему. Поздравляем, Вы теперь прикладываете минимальное количество усилий в данной функции в рамках рассматриваемого бизнес-процесса.

Выстраивание системы бизнес-процессов в компании неразрывно связано с задачами автоматизации и информатизации, ведь любая информационная система будет использоваться неэффективно до тех пор, пока в компании бардак с точки зрения организации. Четкая и регламентированная система бизнес-процессов в организации — не гарант, но фактор, влияющий на успех проекта внедрения информационной системы. При этом интересно, что, компании зачастую не воспринимают проекты по реинжинирингу бизнес-процессов всерьез, не понимают их целей, задач, а главное необходимости инвестиций в них, считая такие проекты далеко не такими существенными как IT проекты. Такой подход, так или иначе, приводит к проблемам, а работы по реинжинирингу, так или иначе, все равно проводятся, ведь “хаос автоматизировать невозможно”, другой вопрос, что эти работы существенно раздувают рамки IT проекта.

Внедряя любую, даже мелкую информационную систему, в которой всего пара десятков функций, прежде всего необходимо думать о бизнесе, о системе бизнес-процессов, ведь внедрение информационной системы — не что иное, как реализация перечня IT сервисов, которые необходимы для эффективной отлаженной работы бизнес-процессов.

reengineer